По натуре я человек довольно трусливый. И ленивый. Именно эти два качества помогли мне достичь почти всего, чего я достиг в свои 23 с небольшим года.
Я часто ищу лёгкие пути в достижении сложных целей — например, чтобы зарабатывать деньги, я не стремлюсь получить образование или сделать головокружительную карьеру — я просто их зарабатываю наименее затратным и приятным для себя способом.
Последнее время я столкнулся с одной проблемой — создавая новые сайты, всегда хочется, чтобы они имели достойное содержание, а не были очередными клонами, заполненными невнятной информацией, которая, тем не менее, довольно хорошо продаётся. Всегда хочется не просто зарабатывать, но зарабатывать красиво.
В поисках оригинального и бесплатного контента я открыл для себя множество источников: старые советские энциклопедии, рерайт существующих в рунете статей на свой лад, переводы иностранных материалов. Последнее оказалось наиболее перспективным, поэтому именно им и занимается подавляющее большинство российских новостных (да и не только новостных) сайтов. Если вы прочитали где-то новость, и если эта новость не про Путина, с вероятностью 9 из 10 эта новость переведена с англоязычного сайта. Вот такой закон. Даже о многих русских катаклизмах мы зачастую узнаём сначала по ВВС, а уже потом по ОРТ и на Ленте.ру.
Поэтому переводить английский интернет — дело бесперспективное, им и так уже давно все занимаются.
Другое дело — китайцы. И речь как раз о них. Китайский интернет — неизведанные джунгли для большинства русских, европейцев, американцев. Никто не знает что там происходит. Между тем этот самый китайский интернет недавно (июль 2009) обогнал до этого крупнейшую интернетизированную страну — США — по числу пользователей. А китайские биржи, словно между прочим, вышли на прочное 2ое место в мире по капитализации, второй раз в истории опередив Японцев и отставая только от той же Америки.
Китай — огромная страна. Меньше, чем Россия, но всё равно огромная. И контрасты там не хуже, чем у нас. Человек, родившийся во Владимире или Архангельске, никогда не поймёт чеченца или якута. Также и в Китае — весь экономический бум вокруг Шанхая, как вокруг Москвы в России. Северный Китай, — это наша Сибирь — может быть, кроме Пекина. Люди там живут, но живут они как в прошлом веке. Носят воду из колодцев, удивлённо смотрят на проходящие по Манчжурии поезда. Тибет и западные, горные провинции, мало чем отличаются от Казахстана или Узбекистана во всех планах.
Кроме того, Китай — страна коммунистическая, а значит, с жёсткой цензурой. Например, китайские власти очень часто блокируют сайты из-за рубежа — в общем-то, рядовому китайскому интернет-сёрферу они и не нужны, объём чайнанета уже совсем скоро, думается, будет составлять не менее половины всего мирового интернета. Google в Китае, например, практически нет, его заменяет Baidu.com. Но поисковики не создают контент, они его лишь агрегируют. Львиную долю контента, если не вспоминать про новостные сайты, создают сетевые энциклопедии и справочники.
«Крупнейшая» в мире онлайн-энциклопедия, она же просто «крупнейшая в мире» энциклопедия, wikipedia.org, в английской версии на март 2009 года содержала 2,784 миллиона статей.
В то же время крупнейшая китайская (локальная) энциклопедия (почему китайцы не пользуются Вики — отдельный вопрос) — www.hudong.com — на ту же дату содержала 3,005 миллиона статей, которые редактировали более миллиона китайцев (тут же стоит упомянуть, что потенциальных китайцев-интернетчиков в 300 раз больше).
Всё это говорит о том, что, не смотря на то, что чайнанет является пока не первым в мире, количество уникальной информации (не просто новостей и диковинок, которые, например, я бы запросто превратил в деньги посредством новостных агрегаторов, а научной информации — технических нововведений, или культурных ноу-хау, о которых мы просто понятия не имеем) больше, чем где-бы то ни было в мире. И на золотую жилу нападёт тот, кто действительно попробует всё это перевести и показать остальному миру.
В самое ближайшее время — попробую.
04/08/2009