Ну что, HMSTR раздал дроп, подведём итоги (не финансовые, конечно, с финансовыми и так всё понятно):
В 2024 года в мире — более 550 млн пользователей крипты (> 20% населения — в ОАЭ, Турции и Аргентине).
За первые 9 месяцев года через Телеграм разработчикам тапалок привлекли ещё 150 млн пользователей (Not — 30 млн, Dogs — 40 млн, HMSTR — 90 млн), это плюс 30% аудитории.
Если сравнивать с распространением интернета по планете, это, получается, где-то 2002-2005 годы. Появление Яндекс.Директа (рекламы в играх-приложениях) очень хорошо вписывается в эту эру развития, напомню, что в эти годы в рунете существовал Гугл Эдсенс, Директ и Бегун — прямо как Ноткоин, Кэтизен, Хамстер итд — кто из них проживёт 20 лет покажет время (ставлю на Ноткоин).
Зачем?
Главная цель — объяснить тем, кто никогда не использовал криптовалюты, как они функционируют. Эта аудитория, в основном состоящая из школьников, через несколько лет завершит обучение и начнет работать, используя криптовалюты ежедневно — через кошельки в Telegram, которые когда-то познакомили их с этой технологией. В этом плане тапалки напоминают именные детские банковские карты, которые выпускают банки. Пользователи с раннего возраста привыкают к удобной и знакомой экосистеме, а сервис получает клиента, который остается лояльным на протяжении всей жизни.
Откуда деньги?
Приложение HMSTR выступает в качестве рекламной площадки для новых веб-3 проектов, а токен HMSTR является внутренней валютой платформы (совсем как системы контекстной рекламы). Рекламодатели приобретают этот токен для размещения своей рекламы в новых карточках. Работают обычные механизмы спроса и предложения: пока есть аудитория, рекламодатели готовы платить за её внимание реальными деньгами. Однако правила игры изменились: раньше для привлечения «хомяков» рекламодатели обращались к инфлюенсерам и СМИ. Теперь же они могут напрямую взаимодействовать с будущими клиентами, Константин Эрнст и Тигран Худавердян больше не получают их деньги, они идут напрямую аудитории. Это похоже на то, как Uber убрал лишнее звено в виде колл-центра между клиентом и таксистом, снизив издержки, и сделав сервис более доступным.
Так стоило ли «тапать» хомяка?
Если вы высокооплачиваемый специалист, хорошо разбирающийся в криптовалютах, то, вероятно, нет. Но если вы «тапаете» хомяка в метро или перед телевизором, тратя всего несколько минут в день, это может быть полезнее, чем Тетрис или Змейка, ведь вы получаете новые знания.
В целом, можно сравнить эйрдропы (раздачу токенов) от тапалок с коллекционированием карточек футболистов или наборов Лего — некоторые с годами дорожают в разы, а другие теряют свою стоимость. Угадать сложно.
Ну и вообще, о рынке:
С одной стороны, мне тоже кажется, что эти тыкалки — нечто несерьёзное, но с другой стороны, статистика штука суровая — вот перед глазами цифры, и как бы мозгу не казалось, что это всё игрушки, на деле — вообще не игрушки.
Возьмём, к примеру, майнинг — та сфера, с которой я начинал знакомиться с криптой. Эта часть криптовалюты выглядит более «взрослой», поскольку требует физического оборудования, настройки, обслуживания и значительных умственных усилий (что и где майнить, когда фиксировать прибыль и т.д.). Это действительно полноценный бизнес.
Сравнивая с бесполезными тыкалками, в 2024 году майнинг на асиках принёс нулевую доходность — текущая стоимость подешевевшего оборудования + профит за всё время майнинга едва едва дотягивают до цены покупки оборудования в начале года. Когда-то нереализованная прибыль, безусловно была выше, но мы покупаем оборудование не для того, чтобы продать его через два месяца ради краткосрочной спекуляции.
С другой стороны, проекты вроде Notcoin, HMSTR, Catizen за два-три месяца позволяли удвоить вложения. Каждая (каждая!!!) тыкалка приносила доход от нескольких сотен до десятков тысяч долларов тем, кто подошёл к делу серьёзно (создал мульти-аккаунты, например).
На данный момент (за 9 месяцев 2024 года) доходность на один аккаунт составляет от 500 до 1000 долларов (по всем тыкалкам), хотя почти половина этой суммы приходится на ноткоин. Проекты ещё продолжаются, хайп не утихает.
Доходность на один аккаунт (без учёта рефералов) от проектов с листингом: даже в минимальном варианте — не меньше 500 долларов.
Статистика — штука упрямая.
29/09/2024