Бегущий город появился в 2000 году. Проект петербургский. Создан энтузиастами, и изначально вообще без денег.
Суть проекта состоит в том, что нужно выполнять некие несложные и сложные задания из серии «посчитать сколько ступенек между сорок шестой и сорок восмой колоннами универмага Гостиный двор по улице Садовой», или «сколько перьев на левом крыле Чижика Пыжика».
Помимо безусловной интеллектуальной ценности (я до сих пор не видел Чижика Пыжика ни разу), есть возможность узнать лучше свой город, понять, что где находится и относительно чего как и куда добираться пешком, бегом, верхом и на автомобиле.
Названо всё это было городским спортивным ориентированием. Основная аудитория проекта — люди, занимающиеся активными видами спорта, скалолазы, спортсмены, велосипедисты, роллеры и прочие весёлые люди.
Коммерциализация по-прежнему нулевая, но от этого часто страдает качество самих игр — не хватает добровольцев на расстановку всех контрольных пунктов, выработку маршрутов и пр. Финансирование проекта идёт в основном за счёт взносов игроков и отчислений спонсоров, которых, тем не менее, все же меньше, чем могло бы быть.
Постепенно игра двигается в регионы, после признания в Москве появились игры в Алматы, Новгороде, Петрозаводске, Твери и пр. Региональные филиалы игры называются «ПоБеГи».
Принцип выигрыша: сделать всё быстро и правильно. Почти как в биатлоне или сексе — если не попал, скорость уже не поможет.
Поражает массовость — в среднем в одном соревновании принимают участие не менее 1000 команд и 3000 человек. Длительность соревнований от 5 до 14 часов. Познавательно-созтязательная форма активного краеведения. Не удивлюсь, если вскоре Бегущий Город включат в предмет краеведения или физкультуры в школах.
В противовес «хорошему» Бегущему Городу, проходящему при свете дня, есть и «плохая» версия советской Зарницы в лице игры Дозор:
Дозор более технологичен. Нужна машина в обязательном порядке, ноутбук и мобильный интернет. Задания ты получаешь непосредственно после выполнения предыдущего (впрочем, как и в Бегущем Городе), но тут тебя никто не ждёт на Контрольном Пункте — просто в инете выдаётся следующий квест.
Учитывая то, что проводятся Дозоры только по ночам (с девяти вечера до шести утра), возникает некий налёт нелегальности. В командах нет органичения на количество человек — за одну могут играть до 100 участников. Можно разделять команду для взятия разных КП (контрольных пунктов), но это редко помогает, только если ты не предугадал заранее, где будет находится КП.
Есть такое понятие как координационный центр — «мозг» всей игры, который координирует действия всех игроков одной команды. Принцип тот же, что и в Бегущем Городе — быстрее и точнее.
Возникает такое понятие, как «код опасности», показывающее, насколько трудно будет взять КП. Например, на кладбище сложнее, чем в городской черте. Активно используются указатели, участие человека сведено к минимуму. Во время игры есть возможность пропускать задания («сдавать миссию»).
Команды могут принимать участие бесплатно — но вне зачёта. За победу дают деньги, причём неплохие. За участие тоже платишь деньги, причём сильно больше, чем в Бегущем городе. Организаторы называют игру гибридом Форт Байарда, Что? Где? Когда? и Зарницы.
За 2 года в ней приняли участие 400 000 человек. Более регулярные игры проводятся в столицах — 8000 команд играет каждые выходные. Аудитория, ввиду не таких строгих ограничений на физическую подготовку, гораздо шире: от студентов-очкариков до толстых менеджеров.
Впрочем, стартовала игра тоже в Петербурге, и гораздо позже — лишь летом 2005 года. И сразу же началась экспансия в регионы: Казань, Москва, Самара, Тольятти… Через год: 40 городов. 2 за рубежом: Киев и Алматы. 120 городов, 30 000 человек
Первую игру в новом городе всегда проводят организаторы, дальше (тайминг — 9 месяцев) даётся разрешение на открытие собственного Дозора аборигенам. В ходе игры активно используются поисковики, и, скажем, таблица Менделеева.
Вот такие они — совеременные разновидности старой доброй Зарницы. А во что играть, выбирайте сами. Я предпочитаю в шахматы.
19/12/2008