←back to Blog

В России, наконец, легализовали майнинг. Что об этом известно?

Президент России Владимир Путин подписал закон, который легализует деятельность по добыче криптовалют в стране с 1 ноября 2024 года. Информация об этом опубликована на официальном портале нормативных актов.

Закон определяет такие термины, как майнинг, майнинг-пул и оператор майнинговой инфраструктуры.

Майнинг — процесс добычи криптовалют с помощью специального оборудования. 

Майнинг пул — площадка, на которой майнеры могут объединять свои вычислительные мощности для повышения шансов на успешное получение вознаграждения за майнинг криптовалюты. Вместо того чтобы работать в одиночку, участники пула совместно решают сложные математические задачи, необходимые для подтверждения транзакций и добавления новых блоков в блокчейн. Чаще всего это веб-сайт, на котором нужно зарегистрироваться. 

Оператор майнинговой инфраструктуры — это организация или индивидуум, который управляет и поддерживает оборудование и ресурсы, необходимые для майнинга криптовалют (управление, обслуживание и мониторинг). В текущей редакции закона это — юрлицо, которое занимается майнингом. 

Майнинг цифровой валюты будет пониматься как процесс выполнения математических вычислений с использованием технических средств для внесения записей в информационную систему, использующую технологию распределенного реестра для создания цифровой валюты, или получение вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в этой системе.

Требования к деятельности физических и юридических лиц, занимающихся майнингом, будут устанавливаться правительством России в сотрудничестве с Центральным банком. Правительство также получит право запрещать майнинг в отдельных регионах страны (скорее всего — что логично — в энергодефицитных). 

Почему это будут делать, тоже понятно — чтобы не случалось энергетических коллапсов, как в Краснодарском крае этим летом. В то же время в сибирских регионах, богатых дешёвым электричеством от ГЭС, запреты вряд ли случатся. 

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещать майнинг с деятельностью по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, а также с производством или куплей-продажей электричества.

Тут тоже всё понятно — иначе налицо будет картельный сговор, когда обладатели мощностей (электростанции) будут отдавать приоритет не населению, а майнерам. Поэтому в законе всё строго разграничено — одни производят электричество, другие его потребляют. Как с нефтью, например — Роснефть добывает нефть, а Транснефть — транспортирует. 

Компании и индивидуальные предприниматели, занимающиеся майнингом, а также операторы майнинговой инфраструктуры будут занесены в специальный реестр, который будет вести Министерство цифрового развития. Эта мера не коснется граждан, не являющихся ИП, если их потребление энергии при майнинге не превышает установленные правительством лимиты. Лица, занимающиеся добычей цифровой валюты, обязаны будут предоставлять информацию о полученной валюте и идентификаторах адресов в Росфинмониторинг.

Скорее всего, имеются ввиду установленные лимиты энергопотребления — это те самые до 15кВт*ч на домохозяйство — пока уточнений нет. Для большинства «балконных майнеров» (тех, кто имеет небольшие мощности, и пользуется ими внутри своей квартиры) ничего не изменится, а те, у кого потребление выше 15кВт*ч, как правило, уже имеют юрлицо — им останется только пройти регистрацию. Теперь можно с уверенностью утверждать, что ты работаешь «майнером», как на полноценной работе или в бизнесе, и никто не сможет упрекнуть тебя в безделье или безработице.

Эта мера значительно декриминализирует сферу, которая раньше была в “серой” зоне, а также позволит платить налоги и не опасаться обвинений в незаконной деятельности, так как теперь появилась законодательная база для легализации. 

В статье, запрещающей использование цифровых валют в России для расчетов, уточняется, что данное ограничение не распространяется на валюту, добытую российскими майнерами.

Грубо говоря, вы по прежнему не можете оплачивать на территории России ничего никакой другой валютой, кроме рублей (в том числе криптовалютой), но вы можете продавать эту криптовалюту, если добыли её сами — то есть, по сути, если вы её производитель. Тут подходит аналогия со спецрежимом самозанятости — если вы сами производите вышивку или учебные пособия, вы можете их продавать. Криптовалюта, добытая в результате майнинга (а не купленная на бирже, например) будет рассматриваться как такой же товар, произведенный вами. 

Закон о майнинге вводит запрет на предложение криптовалют. Согласно новому положению, в России запрещается предлагать цифровую валюту неограниченному кругу лиц, а также товары и услуги с целью организации обращения цифровой валюты.

Кроме того, вводится запрет на рекламу криптовалюты и товаров, связанных с её обращением.

Интеграция цифровых финансовых активов

В принятом законе о добыче криптовалют также содержится раздел, касающийся цифровых финансовых активов (ЦФА). Этот документ позволяет иностранным ЦФА торговаться на российских блокчейн-площадках. 

Главный вопрос в том, что такое “российские блокчейн-площадки” и как их будет трактовать закон. Пока это весьма расплывчатое определение. Возможно, появятся какие-то государственные криптовалютные биржи. 

Скорее всего, это значит, что снова, как и до 2022 года, можно будет просто ввести данные своей кредитки условного Т-банка на бирже, оплатить рубли, и получить, например, биткоин — ведь уже два года как все операции с криптовалютами в России осуществляются исключительно через Р2Р (переводами по СБП). 

Центральный банк России получит право запрещать размещение отдельных выпусков, если они представляют угрозу финансовой стабильности. Имеются в виду зарубежные ЦФА, которые соответствуют определению, установленному российским законодательством. Это могут быть права, связанные с денежными требованиями, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличных акционерных обществ и право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг.

Регулятор сможет установить дополнительные требования к иностранным цифровым правам, которые могут размещаться в российских системах. Также ЦБ определит условия для приобретения иностранных ЦФА, при этом прямо запрещая их покупку физическими лицами без разрешения регулятора. Закон упрощает интеграцию российских ЦФА с зарубежными системами, вводя понятие «иностранный номинальный держатель цифровых финансовых активов», который будет вести учет прав на ЦФА согласно юрисдикции своего местонахождения. Требования к таким держателям установит Центральный банк.

В целом, судя по тому, как написан закон, ЦБ хочет регулировать рынок обращения криптовалют внутри России также, как он сейчас регулирует обращение ценных бумаг на ММВБ. 

Российские операторы по выпуску ЦФА обязаны указать в своих правилах возможность учета и обращения ЦФА в информационных системах, не регулируемых российским законодательством. Закон вступил в силу 1 сентября 2024. 

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202408080016 

20/09/2024