←back to Blog

Что должно входить в грамотный аудит сайта

Не так давно меня пригласили поработать с одним из сайтов Делового Петербурга

http://rolker.livejournal.com/307086.html

Работы много, работать будем плодотворно, но надо же с чего-то начинать. Начали мы, как логично было бы предположить, с аудита. И тут возникло некое непонимание между мной и заказчиком, потому что зачастую в понятие аудита разные люди вкладывают разный смысл. Так вот, что же такое грамотный аудит сайта, зачем он нужен и какую информацию посредством аудита мы можем получить.

Тематический индекс цитирования, значения PageRank, количество проиндексированных/пессимизированных страниц, внешних ссылок и так далее — это, конечно, звучит очень серьёзно, но никакой практической пользы владельцу сайта не даёт. Это умные, но бесполезные слова. А, так как заказчиком чаще всего выступает человек, не сильно разбирающийся в интернете (или в том сегменте, анализ которого он у вас просит), следует помнить о том, что задача подрядчика — сделать клиенту понятно. Потому что если непонятно — то это не услуга. Как показывает опыт общения с заказчиками, практическую пользу даёт следующая информация:

1) анализ приходящего на сайт трафика, его источников и качества. Иногда полезно бывает узнать, что на сайт компании, продающей готовые садовые дома, приходят посетители, которые хотят заказать проектирование этих самых домов. Возможно, для них стоит сделать отдельную услугу.

2) распределение трафика в соответствии с поставленными целями. Например, я раз в день за последние 2 недели кликаю на баннер ЛЭК на Ленте.ру, где мне обещают квартиру в Петербурге за 1,99 млн рублей. Баннер приводит меня на главную страницу холдинга, где ни слова не сказано о этой квартире. И меня никто не заставит искать на этом сайте это спецпредложение. Трафик не просто нерационально распределяется, трафик разбазаривается.

3) выявление потребностей целевой аудитории и их удовлетворение посредством информационного ресурса под названием сайт. Грубо говоря, если к нам приходят люди, которые хотят играть на рынке Форекс, а мы начинаем пичкать их информацией о том, что же это за рынок, они, мягко говоря, остаются в недоумении — ведь это им уже известно. И если потенциальных потребителей «игры на форексе» на нашем сайте в несколько раз больше «интересующихся форексом», то упор стоит делать на удобство именно для первой части аудитории.

4) разработка рекламной кампании. Не всегда SEO — лучший инструмент. Иногда контекстная реклама за гораздо меньшие деньги и трудозатраты даёт просто ошеломительный результат. А в некоторых случаях (вывод нового бренда на рынок) без медийной рекламы практически невозможно продать товар.

5) анализ кода. Если на вашем сайте через один запрос будет выскакивать 404ая ошибка, или в своём браузере человеку сразу не будут бросаться в глаза нужные блоки (ведь все верстают «только под explorer») то никакие конкурентные преимущества не заставят потенциального клиента обратится к вам. Я уже не говорю о правильной индексации кода роботами поисковых систем.

6) подробнейшие рекомендации по внутренней перелинковке (почти все среднеконкурентные запросы выводятся именно внутренней перелинковкой). Незачем тратить деньги там, где можно обойтись своими средствами.

7) анализ всех текстов на предмет уникальности/читаемости. Тут важно угадать — чтобы и робот прочитал и «понял» правильно, и человек, испуганный плотностью ключевых слов, не закрыл ваш сайт, посчитав, что его делали заикающиеся люди.

8) бюджеты, цифры, расходы. Это всегда важно. Важно знать, сколько нужно потратить и чего достичь. Когда мы тратим «примерно» или «в районе», то ни о каком бизнесе речи быть не может. Никто же не берёт в банке кредит «на что-нибудь около полумиллиона».

9) Объяснение. Главное — объяснить не для того, чтобы объяснить, а для того, чтобы стало понятно. Тогда и вы, и заказчик останетесь довольны друг другом.

Если не забывать про эти 9 правил, то всё будет в порядке.

Поэтому, господа оптимизаторы, не шпигуйте заказчиков ненужной терминологией. Когда я иду покупать мобильный телефон, мне нужно чтобы он раз — звонил, два — отправлял смс. Кому нужен сенсорный экран, портативная стереосистема, поддержка java-игр и возможность голосового набора — тот вам об этом расскажет, будьте уверены.

02/02/2008