←back to Blog

О чём молчит хостер при выборе виртуала, или что вам могут не сказать

Не смотря на то, что, в своей жизни я уже успешно запустил не одну сотню интернет-проектов (от разработки до раскрутки), в технических вопросах я как был, так и остаюсь, мягко говоря, чайником. Что, впрочем, никак не мешает мне реализовываться в профессиональной области.

Например, я знаю, что значит фраза «запустить по крону», но вообще не представляю, как это сделать технически. Дать задание программисту, саппорту, админу — могу, а сделать сам — нет. Или «сделать дамп базы данных» — физический смысл происходящего процесса мне понятен, но делать его руками я не умею, больше того, — уметь не хочу.

Для непосвящённых в технические тонкости настройки сайтов можно привести такой пример — пилот Формулы-1 знает, что на его болиде должна стоять резина Мишлен, а в мотор быть залито масло Шелл. И даже, в общем, знает, куда это масло лить, и как эту резину менять. Но ни разу в жизни он этого не делал и делать не будет. У него работа другая — рулить.

Так вот, очень часто по работе мне приходится сталкиваться с выбором хостинга. Хостинги бывают разные, под разные задачи, но, если вкратце, они делятся на виртуальные (просто папка на компьютере) и «реальные» (выделенные сервера — целые компьютеры). Последние, понятное дело, мощнее и дороже, но речь сегодня не о них.

Для большинства сайтов достаточно виртуального хостинга, который мало того что дёшев, так ещё и прост в эксплуатации (как раз наш случай — нам же только гонять, а не масло заливать).

И тут встаёт вопрос — кто из хостеров лучше? Стараясь привлечь внимание покупателей, поставщики хостинг-услуг, как в любой рекламе, стараются упирать на очевидные преимущества (как правило — цифры), и скрывать неочевидные недостатки (которые и выявить то толком нельзя, пока не начнёшь, непосредственно, хостингом пользоваться). Перечислим основные:

Очевидные преимущества.

1) количество сайтов в предлагаемом тарифном плане. Как правило, хостеру всё равно, одну или десять папок сделать для вас, поэтому это исключительное преимущество является на 100% виртуальным. Для вашего поставщика услуг нет разницы, 10 сайтов хранить, или один.

2) количество баз данных. С ними та же история, что с сайтами — если они в принципе поддерживаются, разницы между одной и ста базами данных для хостера нет.

3) место на диске. Казалось бы, чем больше, тем лучше, но, по опыту, используется оно, в лучшем случае, процентов на тридцать. Например, у меня сегодня есть 20 сайтов. Большинство хостеров под такое количество сайтов предлагают тарифы на 5-10 и более гигабайт места на сервере. Все же мои сайты занимают всего 1,2 гигабайта. А если пользоваться бесплатными фотохостингами, то и вовсе 300 мегабайт. Куда девать ещё 9700 мегабайт из предлагаемых 10 000, загадка. Ситуация как с целофановым пакетом в магазине — по маркировке он выдерживает до 10 кг, но редко кто нагружает его больше, чем на 3-4.

4) почтовые ящики. С ними та же история, что и с количеством сайтов, и с базами данных — количество не имеет никакого значения. Они должны быть безлимитными, если потенциальный хостер лимитирует количество почтовых ящиков, значит, его почтовые сервера до неприличия слабы, и нужно хорошо подумать, стоит ли пользоваться его услугами.

5) подарки. Как правило, каждый хостер предлагает вам что-то «в подарок» при заказе его услуг. Уместно вспомнить, что формально хостинг — это именно услуги, не товары, их себестоимость, по факту, равна нулю, а, так как все подарки являются именно дополнительными услугами, важно помнить, что хостеру подарки, которые он вам делает, ничего не стоят. Дарят обычно время хостинга («месяц в подарок»), либо «бесплатные» домены (в этом случае стоит помнить, что себестоимость регистрации домена для хостера варьируется в диапазоне 50-100 рублей).

Неочевидные недостатки.

1) нагрузка на процессор. Цифра 5% или 3% ничего вам не скажет о допустимой нагрузке у того или иного хостера, пока вы не знаете конфигурации компьютера, где будет располагаться конкретно ваша папка. А её (конфигурацию), как ни странно, в 99% случаев не знает даже техническая поддержка. Это чистая лотерея — на одном хостинге 3% означают, что сайты выдержат нагрузку в 10 000 посетителей в сутки (majordomo.ru), на другом 5% — что не выдержат и 50 посетителей в день (ihc.ru). Примеры хостеров в скобках реальны, сайты — одни и те же, настройки идентичны.

2) техническая поддержка. Она у всех «моментальная, лучшая и отзывчивая», но, пока сам не попробуешь, не поймёшь, какая она на самом деле. Напомню только, что с ленивым или неграмотным саппортом вы будете Шумахером, который вынужден сам менять колёса на своём болиде. Косвенным показателем качества техподдержки является размер хостера. Чем он больше, тем сложнее ему держать на уровне грамотность растущего штата саппорта. Уместно сравнение с банками — я думаю, все понимают разницу в квалификации персонала в Сбербанке или Альфа банке. В последнем отношение к клиентам такое, что слово «трепетное» всё-таки не в полной мере отражает их вежливость и квалификацию.

3) панель управления. Она просто должна быть удобной и понятной. Её обязательно надо смотреть перед тем, как покупать услуги хостинга. Потому что если она будет непонятна, вы устанете дёргать саппорт по каждому пустяку, а в управлении своим сайтом будете не Шумахером, а младенцем, не зная, куда ткнуться, чтобы выполнить, казалось бы, очевидное действие.

Ну и, удачи в выборе виртуала! Не повторяйте чужих ошибок, делайте свои собственные )

09/08/2012