За последние пять лет интернет настолько плотно проник в нашу жизнь, что стало сложно представлять себе какие-то простейшие жизненные операции без него. Ну, в том смысле, что и без интернета жизнь можно, но та-а-ак неудобно.
Я бы сравнил это знаете с чем? Вот гостил я в детстве у бабушки, и очень хотел играть в футбол. А футбольные — те, которые настоящие футбольные — мячи стоили ну очень дорого. Ну прямо как-то неприлично дорого. И мы играли в футбол сначала носком с песком, а потом носком, в котором надута камера от мотоцикла. Она была кривой, и мяч летел всё время не в ту сторону. Это бесило невероятно.
И вот прошло несколько лет, я вернулся от бабушки к родителям, родители выдали мне какие-то карманные деньги, и я пошёл в магазин и купил настоящий футбольный мяч. С кожаными ромбиками. С нормальной камерой. С насосом специальным. Такой мяч, который даже пинать было приятно — сам звук удара, шлепок, ласкал слух.
И я уже, пожалуй, никогда не соглашусь играть в футбол носком с песком. Хотя — ну что тут такого? Тоже же спортивный снаряд, ничего особенного. Но я уж лучше куплю нормальный мяч, и буду играть в нормальный футбол. Либо вообще воздержусь от футбола.
Вот с интернетом та же история.
Можно оплачивать электричество через сберкассу, но, пока есть интернет — никогда я не буду стоять в этой очереди. Можно писать бумажные письма и романтично рисовать на них самолёты или танки, но проще кинуть емейл. Короче, это уже не то, жизнь поменялась.
Поменялась не только жизнь ближнего круга, то есть те самые письма, платёжки и мячи, поменялась сама концепция такой важной части взрослой жизни, как бизнес. Причём поменялась настолько быстро, что я даже моргнуть не успел.
Когда мы открывали Топмарк как отдельное агентство в 2008ом году (всего 5 лет назад), мне казалось, что мы уже безнадёжно отстали — таких агентств были тысячи, их услугами пользовались только либо слишком продвинутые клиенты, либо совсем уж фрики, которые кроме слова «интернет» ничего и слышать не желали. Я думал — ну, будем работать в узкой нише, как мастера хохломской росписи или настройщики редких музыкальных инструментов. Но за эти пять лет к нам стали приходить такие люди, которые, как мне тогда (да и сейчас) кажется, никогда про интернет то не слышали. Бетонщики, например. Или строители деревянных домов. Люди, шьющие пуховики, продающие детские вещи, чуть ли не бабушка с пучком сельдерея из соседнего подъезда. Мы стали работать с обывателями.
Им всем вдруг внезапно и бесповоротно потребовался интернет. Более того — многие из них перенесли весь свой бизнес только в интернет.
Исчезли витрины, рубашки с галстуками, стал неважен внешний вид. Остались склады, расцвели колл-центры, новое дыхание получили курьерские службы. Онлайн-консультации заменили живое общение.
У меня 350 друзей Вконтакте. Ну, так себе друзья, вы же сами знаете — общаюсь примерно с половиной. Из этой половины человек 50 — мамочки, сидящие дома, 50 — суровые мужики, торчащие на работе целый день, 25 — юные студенты, фоткающиеся на айфон. А вот ещё 50 — и это просто какая-то космическая цифра — имеют свой бизнес и свои собственные интернет-магазины. Продают что угодно — цветы, телефоны, курсы иностранных языков, парфюмерию, мыльные орехи. Интернет-магазины, слышите!
Да я 5 лет назад и подумать не мог, что у меня или у моего ровесника может быть свои интернет-магазин. Мне это казалось чем-то вроде виллы в Майами. А сейчас — да у каждого четвёртого. Причём в подавляющем большинстве случае весь магазин состоит из одного человека, который в нём и бухгалтер, и продавец, и работник склада, и закупец, и швец, и жнец, и на дуде игрец ) Люди сами себя трудоустраивают.
Но не только малый бизнес. Я работал энное количество лет назад в компании Синдбад — одном из крупнейших продавцов авиабилетов в Петебурге. Достаточно сказать, что в первый же год работы я продавал билеты и Земфире, и Аршавину. И вот, недавно, в спортивном клубе, я случайно столкнулся с исполнительным директором Синдбада. Он, меня, конечно, не сразу узнал, обрадовался, слово за слово. Короче — Синдбад закрыл все четыре своих офиса. Остался только интернет-магазин авиабилетов. А было 4 офиса, и пара сотен сотрудников в них. Но в прошлом году 90% билетов было продано через интернет, и держать все 4 офиса стало реально невыгодно.
Понимаете?
В интернет ушли все. Просто все. Шахтёры, нефтяники, метеорологи, судостроители. Платья свадебные, в основном, через интернет продаются. Все.
Весь бизнес стал делаться онлайн. Потому что если ты не онлайн, то тебя нет. Вот такая вот история.
И как стремительно это произошло, этому я больше всего удивляюсь — я сам 10 лет назад, в 2003ем, даже ящика электронной почты не имел. А сейчас пара сотен людей доверяют мне вести всю свою рекламу в этом самом интернете.
Короче, не бойтесь меняться. Мой отец два года сопротивлялся тому, чтобы освоить Скайп, а теперь его от Скайпа не оторвать. Открывайте себе новые возможности и не тупите их использовать. И вот тогда всё будет )
14/09/2012