Из общения с кучей знакомых я открыл одну дикую для меня вещь — практически никто не умеет копить. Скопить даже небольшую сумму (ту, которая больше зарплаты — ну, например, 40-50 тысяч рублей) для многих — проблема космического масштаба. вспоминая о том, как легко я это делал всё время, как живу самостоятельно, я искренне удивлялся. И «делился секретом» с друзьями. Некоторым помогало. Вот поэтому решил поделится этим же секретом публично.
Итак, как научиться копить.
Леонардо Ди Каприо в одном из своих многочисленных интервью как-то сказал — «мне кажется, что основной проблемой современного человечества является вовсе не глобальное потепление или вторая мировая война, а проблема научить людей потреблять меньше».
Вся наша проблема в том, что мы покупаем кучу ненужных вещей. Или покупаем те вещи, которые можно получить бесплатно.
Например — килограмм картошки в магазине у дома стоит 20 рублей. А на рынке в паре километров от нас — 10 рублей. Пройтись пешком пару километров — полезнее, чем сидеть дома и отращивать живот. Но большинство из нас пойдут и купят картошку в магазине у дома. Есть ещё экстремальный студенческий вариант — на задворках этого же рынка постоянно не хватает грузчиков, и за пару часов работы можно получить бартером 10-20 кг картошки. Бесплатно. А физическая нагрузка будет едва ли не полезней спортзала. Но не будем отступать от темы.
Необходимость копить деньги я понял в тот самый момент, когда начал жить отдельно от родителей. Это произошло не поздно и не рано — в самый раз, в 17 лет, когда я переехал в Петербург и поступил в Университет. Я знаю кучу людей, которые живут отдельно от родителей с 9 класса или раньше, но мне кажется, это слишком. И, точно также, знаю кучу людей, которые не могут уехать от родителей в 30 или 35. Это, по-моему, уже слишком.
Когда я начал жить один, у меня тут же появились долги. Моментально. И это мне сразу не понравилось. Любой долг висел надо мной как дамоклов меч. Давил. Мешал спокойно жить. Занимал я, естественно, у друзей. Почти весь первый курс я был кому-то должен. Вкупе с тяжёлым вхождением в университетское образование это создало из жизнерадостного выпускника школы угрюмого студента-первокурсника. У моих соседей по общаге были свои компьютеры, свои мобильные телефоны, я им бесконечно завидовал, был им всем должен, и не мог ничего этого себе позволить. Именно поэтому, за первый год жизни в Петербурге, я сменил два десятка работ, стремясь заработать денег и не обращая внимания ни на что другое. Это стоило мне определённой доли здоровья (вспоминая своих друзей — промышленных альпинистов, — я понимаю, что совсем небольшой доли), и прибавило ума. К концу первого курса я полностью рассчитался с долгами, и всегда имел пару тысяч рублей «про запас», на непредвиденные расходы. Какой это был кайф — невозможно передать.
Второй-третий курс я, панически боясь у кого-то занимать, потихоньку наращивал свой «про запас», прикидывая, куда его можно потратить. У меня появился свой мобильный телефон, а компьютер всегда был у соседей, поэтому тогда, живя в общаге, я не видел особого смысла его покупать (вспоминаем пример про грузчика и картошку).
А на четвертом курсе я так увлёкся зарабатыванием денег (тем более у меня что-то начало получаться), что меня отчислили. И тут я хорошо так переосмыслил свою жизнь. Понял, что работа, зарплата на которой больше похожа на стипендию, мне не подходит, определился с профессиональной областью, в которой хочу работать, и смог тратить 100% времени именно на работу. Тогда мой рабочий день выглядел так — я приходил на работу к 9 утра, сидел на работе до 9ти вечера, домой возвращался в 10-11 часов, ещё пару-тройку часов занимался халтурой дома, а по выходным по 6-8 часов халтурил в своё удовольствие где угодно, от промо-акций с раздачей листовок на улице до программирования простеньких сайтов. Именно в этот период я начал копить какие-то серьёзные деньги без особой цели — на квартиру или комнату их ещё далеко не хватало, а машину или что-то подобное мне не хотелось.
Первые 200 000 я накопил за год усердной экономии на всём (учитывая мой распорядок дня, особенно тратить деньги было и негде и некогда). У меня пять лет был один и тот же компьютер (мой первый компьютер), я пользовался четырёхлетним мобильным телефоном, выходил в интернет по халявным диалап-карточкам, которые собирал на рекламных акциях, одевался (весьма прилично) в сэконде, и бегал на Сенной рынок за овощами и мясом. У меня появился халявный холодильник, который собирались выбрасывать, но я его починил (смекалка заставила руки расти не из жопы), бесплатная мебель от уезжающих соседей (вместо новой икеевской), пылесос, и даже постельное бельё мне досталось бесплатно от Михалыча. В общем, я очень даже неплохо жил.
А потом в моей жизни появилась Марина, и, постепенно, дала мне понять одну очень простую мысль — нет смысла больше экономить, есть смысл больше зарабатывать. Я перестал работать на дядю, и стал работать на себя. Причём работать стал в несколько раз меньше, чем раньше. Ещё Марина научила меня такой важной вещи, как умение получать удовольствие от того, что тратишь деньги. Потому что зарабатывать деньги я, безусловно, научился. А вот тратить — это у меня до сих пор получается с большим трудом.
Примерно в этот момент я осознал полезность кредитов. Раньше кредит казался мне какой-то невероятно очевидным способом ограбления. Потом я узнал о такой вещи, как инфляция. Узнал на простом примере — мои родители купили в 1985 году трёхкомнатную квартиру за 20 000 рублей. 5 000 отдали сразу, а 15 000 — взяли в рассрочку на 20 лет. Через 6 лет деньги обесценились. Мои родители успели отдать за квартиру, в которой я вырос, 6 500 рублей старыми деньгами. В 1991 году папа, возвращаясь с работы, зашёл в сберкассу и вернул оставшиеся 13,5 рублей, что мы ещё были должны, рассчитавшись, таким образом, досрочно. На 13,5 рублей тогда можно было купить 13 буханок хлеба. Это можно было бы назвать единичным случаем, везухой, если бы точно такая же ситуация повторилась с деньгами в 1998 году. Поэтому теперь всё, что можно взять в кредит или в рассрочку, я всегда беру в кредит или в рассрочку.
Тем более, что я осознал — если всегда копить и не тратить, то можно обнаружить себя 70-летним стариком с несколькими десятками миллионов долларов, который ничего, кроме работы, в своей жизни не видел. Не видел женщин, машин, отпусков, занятий спортом, интересных игр, взросления своих детей — ведь это всё ужасно невыгодные с финансовой точки зрения мероприятия. Я понял, что это не для меня. Что я хочу в 50 лет рассказывать внукам, а не пачкам бумаги, о том, какие крутые штуки я делал полвека назад. При этом, безусловно, нельзя оставаться совсем без средств к существованию — надеяться можно только на себя. В нашей стране не принято помогать родителям. Принято, что родители помогают детям.
Вот так я научился копить деньги.
12/02/2011