Меня очень поражает, насколько же стал Европейский союз похож на СССР эпохи застоя и начала упадка — я говорю о начале 80-х годов, времени перед смертью Брежнева. Когда еще была колбаса в магазинах, но уже давно не было войны, когда еще не ввели войска в Афганистан (привет Косово и Ираку!), когда любой житель страны мог раз в год съездить в Евпаторию.
Я не так уж во многих странах Европы был, но тенденции везде примерно одинаковые, с небольшими изменениями в формате колорита для отдельных государств.
Причём тенденции везде, что в крупных (Франция, Испания), что в маленьких (Финляндия, Эстония) странах одинаковые.
Если коротко — люди не хотят работать. И государство их в этом всячески поддерживает.
Абсурдная толерантность, возведённая в абсолют, приводит иногда к каким-то диким, с моей точки зрения, ситуациям. Это не та американская толерантность, когда нельзя говорить слово «негр», а можно только «афроамериканец». Хотя я и это считаю странным. Эта та толерантность, когда человек, простите, гадит на улице, а его обходят стороной, «вдруг у него религия такая, или мы оскорбим его чувства, сделав замечание».
Но обо всём по порядку.
Я хочу изложить несколько тезисов, которые меня поражают в Европе, и которых, по моему мнению, нет, кроме Европы ни в Америке, ни в России, ни в Азии, ни в Африке. Это такие вещи, которые похожи на то, что было в СССР, своим абсурдом, и, я считаю, в очень скором времени могут привести ЕС к тому же итогу, к которому пришёл СССР. Итак:
1) Абсурдная толерантность. Про неё сказано выше. Грубо говоря, европейцы разучились делать замечания. Меня даже когда парковщик эвакуировал с места для инвалидов, он чуть ли не извинялся передо мной. То же самое было в Советском союзе — «войдите в положение», «человеческое отношение» превалировало над буквой закона. Привело всё это к полному бессилию полиции в 90-е годы и бандитизму. Впрочем, та же, например, французская полиция уже сейчас представляет жалкое зрелище, практически не носит с обой огнестрельного оружия, и просто боится заходить в арабские кварталы.
2) Всеобщий минимум денег. Нельзя сказать, что европейцы бедны. Если сравнивать абсолютные величины, они богаче россиян, азиатов и африканцев. Практически не уступают американцам. Даже со скидкой на высокие цены они могут поддерживать довольно высокий уровень жизни. Но они не могут купить квартиру или машину за наличные. Все их доходы уходят на кредиты. Средний европеец должен государству от 300 000 до 1 млн евро. И любая «лишняя» трата, вроде покупки нового айфона, для многих — проблема, просто потому, что зарабатывают они по 2000 евро, а на налоги и кредиты уходит по 1500, например. То есть деньги, вроде бы, и есть, но, чтобы поддерживать хоть какой-то приемлемый уровень жизни (квартира, машина, нормальная еда), ты вынужден все их отдавать. Свободных не остаётся — это реальность для большинства европейцев. То же самое было в СССР. Пока не случился продовольственный кризис 80-х годов, в стране, в общем-то, всё было. Можно было сносно одеваться, неплохо есть, отдыхать в любой точке внутри огромной территории страны. Но купить машину уже не мог практически никто (вспомним те годы в Европе — тогда авто тоже было редкостью). А новая мебель была роскошью. Но вернёмся к ЕС — тот факт, что люди вынуждены всё до копейки отдавать, и практически не могут копить, да, к тому же, кругом должны, очень сильно сказывается на их психологическом состоянии. Этакий всеобщий депресс, ощущение загнанности в клетку. Оно очень хорошо чувствуется в общении с жителями ЕС.
3) В ЕС распространены популистские инфраструктурные проекты. Помните стройки типа БАМа или поворота сибирских рек вспять, для орошения Средней Азии? Гигантские средства ушли вникуда. В ЕС гигантизмом не страдают, но, в погоне за удобством людей, иногда делают странные вещи — например, строят аэропорт в городе с населением 20-30 тысяч человек. Он никогда не будет себя окупать, но тем 5-10 гражданам, что живут в этом городе, и раз в год куда-то летают, действительно удобно. Правительство ЕС может построить трёхполосную автостраду к домику рыбака на побережье, чтобы ему было удобно. Это всё реальность. Но оправдана ли эта реальность с точки зрения эффективности экономики — большой вопрос.
4) Вытекающий из предыдущего тезис — проблемы государственных финансов. Ни одна страна ЕС (поправьте, если ошибаюсь), не имеет профицитного бюджета. Никто в ЕС не зарабатывает больше, чем тратит. Все должны. Государства ежегодно занимают 2-3-5% от своего ВВП (привет грекам — 12-15%!). Нетрудно догадаться, что, в лучшем случае через 50 лет, всю экономику любой Европейской страны можно будет купить за ее внешний долг. Происходит это потому, что количество людей, которые хотят работать и платить налоги, гораздо меньше, чем тех, которые вышли на пенсию или сидят на пособии. Таких проблем нет, например, в Турции, где 75% населения моложе 25 лет. Но для любой страны ЕС это огромная проблема. Не будем забывать и о СССР — там безработицы не было, работали все, но мы все прекрасно помним, что работа зачастую заключалась в том, чтобы отметиться о приходе и уходе. По сути это были те же сидящие на пособии по безработице люди. Закончилась такая ситуация, как вы помните, экономическим коллапсом и отсутствием хлеба в магазинах. А уже потом (уже сильно потом!) — развалом СССР.
5) Гетто и принижения титульных наций. В СССР это были целые города, пробежимся по подмосковью — Солнцево, Химки, Долгопрудный — города, в которых мафия имела (а, может, и имеет?) гораздо больше власти, чем полиция. В Европе это пока не города, но районы. И разделение идёт не по географическому, а по национальному признаку. Целые районы Парижа или Лондона, в которые белый человек боится заходить. В которых живут только индусы или арабы. В которые никогда, вообще никогда не заходит полиция. Более того, отношение правосудия к представителям национальных меньшинств всегда более чем лояльное. Если француз разобьёт витрину магазина, он, скорее всего, сядет. Если араб — его, скорее всего отпустят. Это необъяснимо, но это так. В несколько искаженном виде в России это происходит с выходцами с Кавказа, но, поверьте, у нас это гораздо менее гипертрофировано. Ребята из Чечни просто лапушки по сравнению с турками в Германии, например. Итог такого неравенства — рост социальной напряженности. И войны между представителями титульной нации, и приезжими. Если вы думаете, что они происходят только в России, вы ошибаетесь — вспомните прошлогодние погромы во Франции. Это были студенты? Да не смешите меня. Кстати, ЕС очень напоминает СССР и по структуре населения — есть несколько титульных наций (читай — русские) — немцы, французы, англичане, испанцы и итальянцы. И есть все остальные — периферия. К жителю Ирландии или Польши отношение примерно такое же, как в СССР было к хохлам или казахам. Саркастическое, что ли )
6) Душение бизнеса и инициатив высокими налогами. С СССР вообще всё просто — там любой бизнес был запрещен. То, что это привело к абсолютно неконкурентной экономике, известно всем. В ЕС немного по-другому — если ты простой рабочий, ты упакован профсоюзами и соцгарантиями со всех сторон. Но стоит только тебе свернуть на скользкую дорожку частного бизнеса, тебя обложат налогами и обязательствами выше крыши. А если ты, не дай Бог, еще кого-то и нанять решишь (читай — создашь рабочие места) — пиши пропало. То есть люди, которые всегда и везде двигали экономику, те, у кого есть предпринимательская жилка, всегда изначально в менее выгодном положении, чем «серая масса» обычных рабочих. Ничего не напоминает? «От каждого по возможностям, каждому по потребностям». Идём дальше, про предпринимательскую жилку:
7) Отсутствие у людей предпринимательской жилки, надежда на государство. Французские рабочие работают 3 часа в день. Ещё 3 часа отдыхают, час обедают. Это признал даже министр промышленности Франции. «У них так принято». У испанцев — сиеста. То есть с 14 до 17 часов вообще работать нельзя. «Такая традиция». У англичан — файв о клок. Традиции — это хорошо. Но на продолжительности рабочего дня это никак не сказывается. Нигде в ЕС, даже в Германии, нет такого культа труда и работы, как, например, в Америке. Любой житель ЕС знает, что, если его уволят, ему выплатят «парашют» в несколько месячных окладов, устроят в службу занятости и еще будут выплачивать пособие (которое не облагается налогом, поэтому, зачастую, деньги, которые человек получает на руки, оказываются больше, чем те, что он зарабатывал). Вы слышали, чтобы в России кто-нибудь хоть на что-то из этого списка надеялся? Поэтому в России — дорожат рабочими местами. В Европе — нет. Напомню, что в СССР тоже никто за работу особенно не держался — всё равно куда-нибудь возьмут, а платят везде примерно одинаково. Ох, как же это похоже на ЕС сейчас…
7) Отношение к людям — вместо безразличия, постоянное участие в судьбе любого. Это и плохая, и хорошая черта одновременно. Я не могу оценивать её с точки зрения полезности или эффективности, я просто вижу, что в СССР каждому старались помочь. Алкашу — денежкой на бутылку, бабушке — перейти через дорогу, мамаше — уступить место в автобусе. Сейчас этого в России нет. А в ЕС — есть. Часто довести слепого до дома для европейца важнее, чем успеть к семейному ужину )
Резюмируя, — социализм всё-таки построили не в СССР, а в ЕС.
Поэтому, не всё в Европе плохо. Я, например, ни разу не был в Швейцарии, но уверен, что там у людей как-то всё по-другому. Кроме того, в ЕС отличная инфраструктура, очень человеколюбивая психология окружающих людей, в Европе, как ни в одной точке мира, удобно жить. Пока там, в ЕС, больше тех, кто соблюдает «правила жизни в ЕС». Пока.
Дай Бог чтобы и через 20-30 лет всё осталось также.
19/10/2012