Сейчас принято говорить о том, как всё будет плохо. Это считается хорошим тоном — каждый даёт свой прогноз по ситуации, которая наступит в стране в результате государственного дефолта.
Конечно, на мой взгляд, государственный дефолт Росии или Китая гораздо менее вероятен, чем государственный дефолт США, но речь не об этом — речь о том, что же хорошего в кризисе.
Оригинальный перевод слова Crisis с греческого говорит не только о разрушении и ухудшении, он говорит нам о переменах. Именно об этом я и хотел сказать сегодня — о переменах в стратегии бизнеса.
Большинство моих коллег очень любят специализацию — кто-то специализируется на медийной рекламе, кто-то на петербургских автосалонах, а кто-то на продаже пирожков с повидлом. Специализация хорошая вещь в период экономического роста, но, по-моему, в период финансовых неурядиц гораздо более важной вещью становится её антоним — диверсификация.
Вкратце основной принцип диверсификации (разнообразия в совокупности) в бизнесе достаточно прост — клиентов должно быть много, но из разных отраслей, как можно меньше связанных друг с другом. Например, по одному из тяжёлой промышленности, сферы обслуживания, телекоммуникаций, аграрной отрасли и добычи полезных ископаемых. Таким образом, если завтра в стране обанкротится автопром (как сейчас в США), мы потеряем максимум одного клиента — промышленника. А если проблемы возникнут у мобильных операторов, от нас уйдёт только телекоммуникационный клиент, а не весь портфель заказчиков (как это было бы, специализируйся мы на телекоммуникациях). Это также просто, как хранить деньги в нескольких валютах или не ложить все яйца в одну корзину. Но иногда об этом забывают.
Между тем все большую популярность последнее время приобретает коллективный подход к решению тех или иных задач путём привлечения сторонних, квалифицированных подрядчиков, иначе говоря — аутсорсинг. Нет смысла брать в штат бухгалтера, если можно отдать те же функции сторонней организации.
Наиболее чётко принцип аутсорсинга отражается, тем не менее, не в бизнесе, а в науке — называется это grid computing, по-русски наилучшим способом формулируется как распределённые вычисления. Основной принцип — решение ресурсоёмких задач не путём создания суперкомпьютеров, дорогих и мощных, а распределения одной задачи между несколькими десятками, сотнями, десятками тысяч пользователей, соединённых в сеть, и решающими вычислительные задачи сообща — в период простоя их компьютеров (который у стандартного ПК составляет 30-40% времени, которое он находится во включенном состоянии). Грубо говоря, «заказчик» ставит задачу — «борба со СПИДом», а участники grid computing, «подрядчики», производят необходимые для решения задачи вычисления.
Поэтому даю вам, может быть, не оригинальный, но полезный совет — пока в финансах чехарда, совмещайте аутсорсинг и диверсифицируйте бизнес. Таким образом вы уменьшите расходы и увеличите доходы.
16/01/2009