←back to Blog

Английский по Антонову

В январе я задекларировал целью на 2013ый — подтянуть английский до минимально возможного разговорного уровня. итак, что я знаю на июнь 2013 года:

— оказывается, you это не только «ты», но и «вы» во множественном числе. Это меня поражает.

— оказывается, desk — это рабочий стол, table — домашний стол, а board — вообще не стол, хотя boardgames — это настольные игры )

— из всего множества неправильных глаголов достаточно выучить всего лишь 30ть, чтобы покрывать 90% разговорной речи.

Но это всё лирика, конечно.

Расскажу лучше, как я учился. Было опробовано целых три метода, каждый из них дал определённые результаты, не всегда очевидные и ожидаемые. Эффективность того или иного метода, конечно, необходимо экстраполировать на мои вводные — неплохой словарный запас, но, при этом, абсолютно никаких знаний грамматики и построения предложения, плюс психологический барьер — я не мог прямо заговорить на английском, хотя очень многое из того, что слышал — понимал. Итак, методы.

Первый: классическая школа английского языка.

Вообще я думал ограничиться именно школой, в надежде, что её мне должно хватить с лихвой. К сожалению, оказалось, что в школе дают довольно ограниченный объём материала, только в рамках твоего уровня (мой на начало обучения был — elementary), что меня сначала не испугало, но, в ходе учёбы, сильно разочаровало. Встречались темы, в которых я был как рыба в воде, и с изумлением смотрел на однокурсников, которые чего-то не понимали (время, валюты, страны, еда), а были темы, в которые я как не мог в школе врубиться, так и на занятиях не смог (вся грамматика, употребление предлогов и времён).
В целом, я  считаю, сама по себе школа английского языка как таковых познаний мне не дала — видимо, выработанный годами в общеобразовательной школе, и подкрепленный университетом иммунитет к знаниям, которые получаешь в классе, дал о себе знать — я физически с трудом высиживал уроки. Зато самостоятельные занятия дома (домашние задания) мне удавались очень даже. Гораздо большим эффектом школы оказался эффект дисциплинарный — грубо говоря, я смог наконец собраться, и взяться за изучение предмета целенаправленно. Все мои прошлые попытки ограничивались ёмким «с понедельника», и не увенчались успехом из-за банальной расхлябанности, а школа позволила собрать волю в кулак, и просто начать язык учить. В этом её несомненный и огромнейший плюс. Ну и знакомства новые, и самоутверждение, конечно. Итоговый экзамен я сдал со вторым результатом в группе, а конкретно спикинг — лучше всех, но об этом позже.
Да, рекомендации — я ходил в Эдукацентр, всем рекомендую. Ещё из рассматриваемых школ мне понравилась Алибра. Инглиш Фёст оказался никаким, совсем без упора на индивидуальные занятия. Остальных даже не пробовал.

Второй метод: просмотр видеоуроков.

Я перепробовал несколько видеокурсов, и, поначалу, они мне доверия не внушили. Главным их преимуществом являлось то, что их можно было смотреть вместо сериалов или кино — время тратишь то же, но не развлекаешься, а учишься. Это подкупает.
Я остановился на двух учебных пособиях, которые легко можно найти как на видеохостингах (часто на беговой дорожке в спортзале смотрел именно оттуда), так и на торрентах — это довольно короткий курс «английский по Драгункину», из трёх объёмных видеоуроков, в котором очень понятно для меня объяснялась как раз грамматика, а также тв-шоу канала Россия-1 «английский за 16 часов» — принёсший мне огромную пользу видеоматериал, который горячо всем рекомендую.
Кроме того, я начал смотреть хорошо знакомые голливудские фильмы в оригинальном переводе. Не скажу, чтобы мне понравилось, но понимание некоторых грамматических конструкций языка пришло именно оттуда. Смотрел Властелина колец, Конан-варвара и Красную жару. После перешёл на сериалы — Друзья, а также специализированный сериал для обучения английскому языку Экстра (дешевый лексический закос под Друзей).
Результатом просмотра видеокурсов стало, в первую очередь, понимание словесных конструкций и возможность их употребления в разговоре. Ведь, согласитесь, знать, что обозначает «хау а ю», и употреблять фразу в речи — две большие разницы. Грубо говоря всё то, что настойчиво проходило мимо ушей «за партой», достаточно хорошо мной было усвоено именно из видеоуроков.

Третий метод: разговорная практика.

Разговорная практика была финальным этапом. Сначала я тренировался на друзьях — Клава, Таня, Ленка. Все удивлялись беглости речи и количеству ошибок на одно предложение, но, в целом, хвалили. Получив некую уверенность в своих силах, я решился на рисковый эксперимент — в один прекрасный день, где-то в середине обучения (март-июнь 2013), просто вышел из метро Гостиный двор, и нашёл глазами туриста, явно разговаривающего по английски.
Предложение провести бесплатную экскурсию по Петербургу на ломаном английском воспринимает с энтузиазмом практически каждый первый иностранец. Вариант беспроигрышный — я получал так необходимую мне разговорную практику, а туристы — интересную экскурсию (это уже на совести учащегося, конечно).
С помощью такого нехитрого способа я убил сразу двух зайцев: во-первых, преодолел психологический барьер, который не позволял мне общаться с иностранцами на иностранном языке — мне казалось, что меня никто не понимает. Выяснилось, что понимают, конечно, не всегда, но, в целом, я вполне себе разговариваю по-английский. Психологический барьер оказался, наверное, самым главным, сложным и решающим препятствием во всём обучении. Ну а кроме того, я обзавёлся дюжиной знакомых в разных странах Европы. Планирую в ближайшем будущем навестить некоторых из них в гостях.

По сути, достаточно было бы и просто разговорной практики — говорить, говорить и ещё раз говорить, ничего лучше для изучения языка не придумано. Тем не менее, без двух первых методов я вряд ли смог бы перейти к третьему.

Надеюсь, мой небольшой опыт поможет вам, если вы решились взяться за изучение иностранного языка. Ну а я продолжу его совершенствовать, потому что мой английский, конечно же, сейчас ещё очень далёк от идеала )

20 06 2013